Начнем со школы?

От редакции: В старое время, когда заходил разговор о российских политических и социальных проблемах, было модно говорить: решать их надо начинать со школы. Сперва это говорилось серьезно, а потом все чаще с иронией – школу-мастодонта не переделаешь, начинать решение каких-либо проблем с нее – воистину сизифов труд. Политические дискуссии последних месяцев, кажется, совершенно забыли тему школы. Почему? Разве не она воспроизводит общественные структуры и идеологию, которые привели нашу страну к системному кризису? Разве не ее представители – учителя, завучи, директора школ активно участвовали в фальсификациях выборов и « добивали » тех из своих коллег, кто этому противился? Поэтому мы хотели бы начать дискусию о состоянии современной российской школы, о перспективах ее гражданского и демократического развития. Сегодня мы публикуем полученное нами обращение писателя М.А.Азариянца к министру образования РФ. Надеемся, что оно станет хорошим поводом для наших общих размышлений. В дальнейшем мы планируем публикацию других текстов на эту тему.

Публикуется с небольшими сокращениями (полная версия здесь: http://www.forum.za-nauku.ru/index.php/topic,1604.0.html). –

М.А.Азариянц. Обращение к министру образования Д.В.Ливанову.

Уважаемый господин Ливанов! Обращаюсь к  Вам, новому министру образования  России, но прежде, чем начать с Вами разговор, хотел бы обозначить главный вопрос, волнующий меня и многих родителей, чьи дети пока еще учатся в школе :

“Почему дети не любят школу, а школа не любит детей?
.

« Школа »– трудно сказать какие ассоциации и эмоции вызывает это слово, но то, что, мягко говоря, негативные — так это точно. И если раньше в него вкладывался насыщенный, многозначно положительный смысл, даже с каким-то оттенком благоговения, то сегодня пугающий, непонятный,  прессующий и страхообразующий.

Мы по-прежнему с большой долей лицемерия  снаряжаем своих детей в первый класс, как бы выражая радость, участвуем в празднике « Первого звонка, » а сами думаем: а как же это он там будет..? Дрожим, ждем каждый день, когда наше любимое чадо выйдет из парадных дверей и главное–будет ли живым и здоровым. Откуда взялся этот страх перед школой, такая нелюбовь всего и вся, что касаемо этого учреждения, почему оно окружено злочасной аурой, с  каких пор?

Есть много причин, о которых в частности говорит академик Владимир Базарный. Это, в первую очередь, — масса неправильных решений, принятых при  реформировании нашей школы, как то:  введение скоростного письма, скоростного чтения, игнорирование  раздельного обучения, абсолютное игнорирование школой рекомендаций и норм здравохранения, что пагубно сказалось на здоровье подрастающего поколения. Это и не знание  и не понимание »временной категории восприятия »  при обучении и много других причин.

При желании ошибки, допущенные ранее, можно исправить и ничего, что придется немного попятиться назад . Было бы желание. Но самое страшное – то, что наряду с этими ошибками появилась и масса учителей,  давно не работающих учителями. Они  стали просто приспособленцами от образования. […] Творческих педагогов осталось мало, а потому  некоторые абитуриенты,  поступающие в ВУЗ, не могут показать на карте, где Север, а где Юг. А еще почище : такие добираются и до преподавателей в в высшие учебные заведения. Как-то я разговаривал  с одним молодым преподавателем  философии МГУ. Спрашиваю: « А ты законы диалектики знаешь? » Отвечает: « А зачем? »
-Ты же читаешь в институте лекции, а вдруг студент задаст вопрос и что тогда?
-Я обычно говорю, чтобы вопросы задавали во внеурочное время, а если студент настырный, я его отправляю в интернет, откуда и сам скачиваю лекции и читаю им!!!
Вот до чего докатились мы, и он « преподает »!!!

А вот с чего начинаются такие « знания.  » Методика, избранная лжеучителями такова:  » Откройте учебник на странице.. в конце урока по этому материалу проведем тестирование »–чистейшая подмена понятий: научить и вызубрить. И вот такое обучение в основном.

Есть учителя, а их процентов 30 осталось, которые учат, упорно , настойчиво и терпеливо,  и мне  жаль, что некоторые могут подумать, что и они такие. А есть, которые в основном задают и спрашивают,  да еще и прессуют, требуя непременно правильных ответов, а  порой, извлекая из этого прессинга дивиденды. “Двойка» стала основным орудием в деле воспитания и обучения школьников.  Ею некоторые особо  «талантливые» педагоги стегают детей налево и направо, как бы добиваясь хороших знаний и покорности. Дети бунтуют, не принимая подобные методы.

Кроме того, педагоги не знают теории «временной категории восприятия»  при обучении, знание и учет которой значительно смягчит  взаимоотношения учителя и ученика. ( Я неоднократно излагал эту теорию в журнале « Учитель » и в журнале « Наша школа ».) Следствием такого преподавания  явилось появление « второй » школы,  школы  репетиторов. Когда мы учились, слово РЕПИТ мы слышали только изучая английский язык, а сейчас сплошь и рядом. Репетиторы есть  почти у каждого, а порой по двум или нескольким предметам. Да, они учат, да они готовят к сдаче ЕГЭ, может быть тогда и государственные школы не нужны?

Страшно подумать, что ранее самая передовая в научно- техническом развитии страна–Россия сегодня пытается догонять Запад, бездумно подражая его методикам в обучении и образовании, нанося непоправимый ущерб в формировании собственного видения развития образования..Во всех средствах массовой информации развернулась широкая дискуссия по поводу ЕГЭ. Надо признать, что ЕГЭ относится к  понятиям категории контроля и все говорят именно об этом, а я думаю, что больше надо говорить не о том, как контролировать, а о том как учить, к сожалению об этом говорится очень мало и потому «репетиторство», как само собой разумеющееся дело, а оно ставит в неравные условия детей России. Одни могут иметь репетиторов, а другие нет. До сих пор споры вокруг него не только не утихают, но еще более разгораются. Человек не робот, а робот не человек и насаждать эту роботизацию везде и даже в общении между людьми и есть в первую очередь, поражающий фактор формирования психики учащихся и студентов. « Хотели, как лучше, а получилось… » И благодаря введению ЕГЭ многие талантливые дети остались и остаются не только за бортом науки, но и жизни.  Сегодня необходимо работать именно над устранением этих негативных явлений, проникших в нашу школу, а потом говорить о модернизации, а то мы слишком увлеклись. этой трескотней, устанавливая современные машины на гнилые полы.

Уважаемый господин Ливанов ! Вы приступили к своим обязанностям, которые , как я понимаю, предусматривают эту  модернизацию и изменение всей системы образования, чтобы она  обеспечивала новый, более высокий уровень образованности и воспитанности нашего общества. Никто не против этого, но к этому процессу надо подготовиться.

Вы приняли не лучшее наследство от своего предшественника, с множеством проблем и не решенных вопросов. Почему я так смело утверждаю эти выводы. Очевидно потому, что мы имеем весьма плачевные результаты, как в деле обучения, так и в деле воспитания нашего общества. А истоки, где начинают свой бег бурные людские потоки, находятся в школе. И пусть тысячи скажут, что школа это еще не все, возможно. Но школа —это больше, чем половина.
Дети приходят в школу с любопытными, горящими глазами и с огромным желанием познать этот интересный, интересный мир! И тут же попадают под прессинг  пресловутых  стандартов. Стандартов, выдуманных, вероятно, людьми очень далекими от настоящей школы, от настоящего образования, от педагогики, от психологии, и конечно же, от воспитания . .Возможно эти стандарты и подошли бы для идеальной школы,  где учтены все психологические и педагогические аспекты межличностных отношений, но там, где теория существует сама по себе, а практика сама по себе, нужны реальные стандарты, скажем персонифицированные, но таковых  нет. А потому сегодня надо платить деньги тем ученым, работы которых помогут в деле воспитания и обучения в нашем обществе, а не на далеких планетах.

Мы в погоне за «вундеркиндизацией» школьников, все больше усложняем им программы и требуем от них невозможного. В результате получаем детей и подростков все более и более удаляющихся от школы, детей с травмированной психикой. Кому это нужно, за кем гонимся?  И это не праздный и не риторический  вопрос, и  а очень важный.  В погоне за научно-техническим прогрессом, за желанием вбить в головы детей, как можно больше полезной, а еще больше бесполезной информации, мы совсем забыли о воспитании, и считаем, что, чем больше ребенок будет знать, тем лучше воспитан  он будет. Это большая ошибка. Сегодня, когда напрочь отсутствует идеология, мы должны подумать о тех человеческих ценностях, которые в свое время пропагандировали коммунисты, а еще раньше церковь: любовь к ближнему, доброта, сочувствие, взаимопонимание. Человечество на протяжении многих веков вырабатывало нормы общественного поведения. Сегодня их надо пропагандировать в школе, больше говорить о них.

Необходимо на центральном телевидении  иметь свой канал, который бы охватил всю сферу деятельности образования и  информировал    бы всю страну.  Не последнюю роль может и должен сыграть интернет в пропаганде и освещении теории обучения и воспитания школьников. Хотелось бы видеть на экранах больше новых лиц: талантливых педагогов и теоретиков. А не  самовлюбленных говорунов, вещающих абсолютно непонятные вещи для  широкой публики, да еще получающих гранты за якобы научные разработки, приведшие окончательно к полной деградации образования. Но не все так плохо, хотя я умышленно заостряю внимание на проблемах, так как их необходимо решать. Еще остались настоящие  талантливые учителя, которые способны учить детей, дружить с ними, любить и понимать их. Это те, кто  обладает не только разносторонними и глубокими знаниями по своему предмету, но и умеет управлять процессом обучения без  крика и шума, без конфликтов.

Таких учителей должны выпускать ВУЗы. Но как они могут этому учить, когда на лекциях даже государственных университетов порой присутствует по -5-10 студентов. Однако экзамены и зачеты они  «сдают». А потом, придя в школу, если никуда не удалось устроиться, они учатся на своих  ошибках и калечат души детей.
Я бы не стал сокращать бюджетные места в вузах, это очень непопулярная мера, их надо увеличивать. Однако необходимо  разработать и ввести современный контроль за обучением студентов, который бы исключая личностные отношения, оценивал  бы деятельность студента во всех сферах его  жизни и отчислял бы  его за невыполнение определенных норм, предъявляемых разработанной установкой. Оно то на то и выйдет: бездельники и случайные люди автоматически покинут ВУЗ.

Необходимо поработать и над правильной организацией учебной практики для студентов педагогических ВУЗов, и только после отработки по специальности 2х лет выдавать диплом. Так и деньги сэкономим и и получим тех учителей, какие действительно нужны школе. Недаром говорят, что новое — это хорошо забытое старое, которое может и пригодиться.

Уважаемый министр, я не могу в одном письме изложить свои и не только свои взгляды на сегодняшнее положение в образовании, поэтому готов встретиться с Вами и детально обсудить все волнующее меня и общество вопросы.

Писатель М. АЗАРИЯНЦ

Publicités
%d blogueurs aiment cette page :